Видео сегодня это не только формат изображения — это тренд, который захватил весь мир. В погоней за красивыми сториз и reels для Инстаграм, красивых пейзажей и захватывающих трюков люди едут в разные концы света. В том числе и в Шерегеш. О полезных лайфхаках для удачной съемки на горнолыжном курорте редактору блога Насте Горбачевой рассказал завсегдатай Шерегеша — экшн-оператор Миша Волков
Привет! Я Михаил Волков
Последние 8 лет я занимаюсь экшн-съёмками. Сам давным-давно катаюсь на всяких разных штуках: каяках, кайтах, мотоциклах, сноубордах, горных лыжах. И ,соответственно, снимаю такие активные виды спорта как вейк, кайт, сноуборд и подобные.
У меня нет профессионального образования, связанного именно с операторской, режиссерской, монтажной работой. Я изначально инженер аэрокосмической отрасли. Что касается профессиональных съемок, то тут я самоучка: просто смотрел на качественные зарубежные и отечественные видосы, клипы и фильмы. Смотрел и разбирался, как они сделаны, пытался повторить и таким образом научился делать довольно неплохой контент. Бытует мнение, что он получается очень и очень неплохой 😉
Может ли человек, далекий от профессиональной видеосъемки сделать хороший видеоролик для себя на отдыхе?
С моей точки зрения, есть три подхода к решению этого вопроса.
Первый. Когда вы приезжаете на горнолыжный курорт, нанять какого-то местного оператора, который покатается вместе с вами, заплатить денег и получить на руки хороший качественный контент.
Второй. Перед поездкой открываем интернет и начинаем гуглить, в процессе понимаем, что сделать красивое качественное видео — это много заморочек. Потому что вокруг — снег, холод, ветер и опасные условия для здоровья и жизни. А нужно безопасно покататься и что-то поснимать. И тогда это становится по-настоящему не просто. Катание уже не будет катанием, а превратится в съемки. Следовательно, нужно забыть о кайфе от катки и уделить время только съёмке с помощью профессиональной аппаратуры.
Третий. Не думать про хорошие камеры и дорогие компьютеры для обработки, объективы и прочее,а просто купить gopro и снять всё на экшн-камеру. Это вариант для всех, кто хотел бы с отдыха получить сочные кадры и при этом не сильно заморачиваться. Но и здесь есть подводные камни, так как много разных экшн-камеры и непонятно , что выбирать.
Безусловно, любой обычный человек, не умея снимать и не умея монтировать, может сделать для себя красивое видео. И сейчас я расскажу как
Сразу хочу отметить, что если дома завалялся какой-нибудь старенький кэннон, какая-нибудь мыльница или большой фотоаппарат, который может снимать видео, не надо это брать с собой. Если вы не профессиональный райдер или не очень уверенно катаетесь, то красивых кадров не получится, плюс нужно будет сидеть дома заморачиваться, как-то это обрабатывать, и технику можно разбить.
А что все-таки нужно брать? Нужно брать Insta360, GoPro.
Если мы снимаем на GoPro — берем селфи-палку, снимаем себя. Но при этом нужно думать о том, куда смотрит камера, чтобы не выходить из кадра. Понимать, куда и как у вас смотрит камера, чтобы кадр получился именно тот, который нужен.
Insta360 отличается GoPro тем, что она снимает 360-видео(на 360 градусов). Не важно, как вы ее держите, не важно куда смотрит объектив камеры, у вас получится 360-видео, которое вы можете потом в телефоне ручками покрутить и направить куда нужно. А совсем ленивые могут включить режим автоматического трекинга и будут целиком в кадре.
И это максимально просто и максимально удобно, минимум заморочек. Покатались, и через приложение можете монтировать файлы, не скачивая их на телефон, в отличие от GoPro. Вы можете обрабатывать все ваши видео, пока они лежат на самой камере, а потом на телефон загрузить уже финальный монтаж.
Хорошая батарейка, не мерзнет на морозе, классный формат 360- видео, ооочень круто смотрится. И причем не важно — можно снимать как с головы, так и с селфи палки. Опять же очень важный момент: когда снимаете себя на селфи — палку, то селфи-палку не видно — это такой эффект летящего дрона за вами. Можно и сзади себя снимать, и впереди перед собой, и это всегда будет выглядеть красиво.
Почему я не советую GoPro max и GoPro Fusion (это тоже камеры, которые, снимают 360-видео от бренда GoPro)? У них проблема с аккумуляторами — камеры мерзнут на морозе и вырубаются.
По качеству картинка, которую мы снимаем на Insta360, получается лучше. Я не говорю про солнечные дни. Когда у нас светит яркое солнце, то на любую камеру, на любой телефон, на все, что угодно, у нас получится добротный яркий качественный контент. Как только пасмурно — облачка, тучки , вечер — всё! Картинка на GoPro Fusion начинает сыпаться.
Еще один вариант для съемки видео — это ваш смартфон. этого достаточно, чтобы сделать красивые кадры и кататься, не заморачиваясь. Можно загрузить в какую-то приложуху, которая сама даже склеит вам красивое видео. И монтаж, и обработка делаются на телефоне и можно по дороге с подъемника склепать какое-нибудь видео.
Есть такой злободневный вопрос: стоит ли снимать на дроны и что для этого нужно? Сразу скажу, что наверное не стоит. Современный трон, даже если он маленький, все равно это дополнительное место в рюкзаке, все равно можно упасть где-то на спину и сломать оборудование.
Почему еще стоит с осторожностью использовать дроны? Хоть современные дроны и неплохо оптимизированы (хороший сигнал, хорошая видеопередача, стабилизаторы полета), но чтобы получить красивые кадры — заморочка. И в какой-то момент это может превратиться не в удовольствие от катания, а уже просто в съемки. Еще его очень легко потерять, разбить, нужны навыки управления. Есть курорты, на которых стоят глушилки сигнала, то есть дрон отлетел на 100 метров, потом раз и улетел просто на километр и там упал. Найти его после этого практически невозможно. Дрон не очень хорошо своими датчиками видит ветки деревьев, и может просто куда-нибудь врезаться. Если вы часто катаетесь, часто снимаете и есть финансовые возможности на покупку дрона и аккумуляторов , тогда можно со временем заморочиться. Купить и сразу ехать снимать каталку я бы не советовал.
Не забывайте и про правила безопасности !
В первую очередь нужно подумать о собственном снаряжении: о нормальных шмотках, нормальных ботиночках и так далее. Чтобы не мерзнуть на морозе и кататься безопасно. Как только вопрос с личной безопасностью решен, тогда уже можно подумать, как бы не разбить камеру, не сломать телефон и не потерять чего-нибудь
Если вы катаетесь с гоупрошкой какой-то свеженькой, то можно не заморачиваться, потому что они очень живучие. Можно докупить аквабокс для камеры, который защитит камеру от механических повреждений. Что касается холода, то от него камеру никак не спасти. Только если сделали спуск и убрали камеру в карман. И это всё. У камер типа Sony 360 примерно одинаковые прочностные характеристики. Но помним — любую камеру можно сломать об камни или потерять.
Момент, который стоит отметить отдельно — это страховка от потери. На креплениях GoPro и на других камерах есть специальные прорези, куда можно привязать веревку и закрепить оборудование дополнительно. Например, если вы катаетесь с камерой на голове, можно запросто сбить камеру в лесу какой-нибудь веткой, поэтому я всегда привязываю её за веревочку к каске — если вдруг оторвется крепление, камера будет болтаться на веревке.
Еще один момент, который я хотел бы отметить, это холод и перепады температур. Когда вы катаетесь на горе и затем заходите в теплое помещение, я не советую доставать камеру и смотреть, что на ней получилось. Потому что из-за перепада температур камера будет отсыревать. Просто берете смартфон и, не доставая камеру из рюкзака, подключаетесь по вай фаю или по блютус и спокойно просматриваете все файлы. И даже тут же моджете монтировать на телефоне. Я бы порекомендовал после того, как вы покатаетесь, камеру еще час не доставать, пока она плавно не прогреется до комнатной температуры. Если достать сразу, то это может убить камеру. Особенно, если вы начинаете открывать крышечки, заглушки, менять аккумуляторы. Меняйте аккумуляторы на холоде, не нужно это делать в тепле, потому что сразу же вся внутренность камеры просто отсыреет, а со временем плата может окислиться и выйти из строя.
Еще стоит отдельно отметить момент про селфи-палки. На многих селфи-палках есть петелька, которую можно накинуть на руку. Настоятельно не рекомендую так делать, потому что селфи-палка может зацепиться за какое-нибудь дерево и вы получите травму.
Каждый раз, когда вы покатались и что-то сняли, нужно обязательно скидывать файлы куда-то в облако или на компьютер, на жесткий диск. Потому что это классическая история, когда вы катались неделю или полгода, флешка полностью заполнена, вы не добрались до материала, чтобы с ним что-то сделать, и вдруг вы теряете камеру. Или она ломается, или сгорает в костре, или тонет в сугробе-масса может быть вариантов. И все, что было на флешке, теряется. Поэтому — покатались, пришли домой , открыли ноутбук, создали папочку и скинули туда все материалы. Либо закинули в облако. Поверьте, самое грустное, что можно сделать, это покататься, снять классно, а потом просто все это потерять. Так что не забываем все скидывать с флешек.
Что касается лично меня, то большинство моих съемок связано с определенного рода рисками как для райдеров, так и для операторов. Причина — различные виды экшн-спорта подразумевают сложные условия для катания, и поэтому сложные условия для съемок и для техники, на которую все это снимается. Если я снимаю follow-видео (то есть качусь за райдером), у меня в руках большой стедикам и современная большая габаритная тяжелая камера. И любые ошибки влекут за собой травмы, сломанную технику и другие различного рада опасности
К примеру, прошлогодний последний опыт, когда мы в Шерегеше на секторе Е с Лехой Соболевым и Вовой Егоровым (тоже экшн-оператор) снимали ночное видео . Картина следующая: ночь, луны нет, облачно, плохое освещение. В принципе ничего не видно. И даже если надеваешь маску с какой-нибудь прозрачной линзой, всё равно это, скажем так, сгущает краски. Я снимаю follow, еду перед райдером спиной вперед, смотрю в видоискатель камеры и камера у меня направлена на райдера, рядом едет осветитель с небольшим прожектором и подсвечивает Леху, а в этот момент он выполняет какие-то элементы карвинга и какие-то трюки. Мы все втроем должны синхронно двигаться — я , оператор и осветитель. Должны как-то придерживаться единой траектории с Лехой, чтобы никто не врезался, никто не улетел с трассы, и это всё на большой скорости. То есть, я ничего не вижу перед собой, во-первых, потому что темно, а во-вторых, я не могу постоянно смотреть туда, куда я еду, потому что я впереди райдер спиной к спуску и мне нужно следить за камерой и это реально сложно и опасно. Можно словить кант и все — упал , разбил камеру, сломал что-нибудь, потянул. Те съемки у нас прошли успешно, было очень весело и классно. Это интересные сложные, классные съемки в формате профессионального экшн-видео.
Я рекомендую:
- камеру Insta360 ONE R. Она модульная и нужно использовать модуль 360, и её возможно апгрейдить в будущем, докупив дополнительные модули для съемки
https://www.insta360.com/ru/product/insta360-oner_twin-edition/
- cофт на телефон, который точно готов порекомендовать: InShot для обработки видео.
Он максимально простой, удобный и интуитивно понятный, плюс есть неплохая библиотека с музыкой и sound эффектами.
- Еще отметил бы CapCut. Он чуть более функциональный, в плане визуальных эффектов и цветокоррекции видео. Эта программа для желающий немного больше заморочиться на постобработке.
- Что касается фото, однозначно это приложение LightRoom на телефоне! Хотя я большинство фоток в сторис «крашу» прям встроенными инструментами в медиатеки iPhone.
- Ну и приложения для выгрузки материала с камер или даже какого-то несложного монтажа — это Quik (для камер GoPro) и Insra360 (соответственно для камер insta360). В этих приложениях, кстати, удобно экспортировать понравившиеся кадры из снятого видео, что бы использовать их, как фото в хорошем качестве
Желаю всем классных видео и фото в новом сезоне!